История конституции США

Возникновение и изменение Конституции Соединенных Штатов как основного закона страны тесно связано с историческими событиями и требованиями современного общества. 

Конституция Соединенных Штатов Америки

Конституция является главным нормативно-правовым актом страны, обладающим наивысшей законной силой. Этот важнейший документ приняли 17 сентября 1787 г., а утвердили лишь летом следующего года.

Для более корректного толкования содержания Конституции и соответствия документа общественному развитию были ратифицированы 27 поправок — они являются существенной составляющей документа.

Всем штатам страны предоставлены права по созданию и применению собственных законов, не противоречащих основному федеральному закону.

Значение конституции США             

Государственное устройство США по Конституции 1787 года представлено тремя ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. Законодательную власть представляют Сенат и Палата представителей, исполнительную — президент и вице-президент, а судебную — Верховный суд и нижние суды.

Принятие единой конституции имело огромное значение для американской нации:

  • государство оформилось юридически, определив полномочия высших органов власти;
  • сформировались судебные нормы и принципы, исходя из англосаксонской системы права;
  • ограничилось влияние правительственных структур на личностные предпочтения граждан вследствие утверждения билля о правах.

История создания и ратификации

Начать стоит с того, кто был вдохновителем создания Конституции США в 1787. Это Александр Гамильтон — юрист из Нью-Йорка, родившийся за пределами страны и не имевший права стать президентом. Он мечтал создать систему финансов, подкрепленную устойчивой валютой.

Поддерживал Гамильтона Джеймс Мэдисон, родившийся в Виргинии. Случился спор этого штата с Мэрилендом о том, кто должен взимать торговую пошлину с суден, курсирующих по Потомаку. Организовали совет, включающий президента Джорджа Вашингтона и представителей двух штатов.

В итоге достигли соглашения о таможенном и финансовом взаимодействии, которое ратифицировал Конгресс США. Успешное принятие соглашения подвигло Мэдисона написать единую национальную конституцию. Именно Мэдисон является автором знаменитой фразы «Мы, народ Соединенных Штатов».

На тот момент каждый штат имел собственную конституцию, подтверждавшую суверенитет и устанавливающую правовые нормы. С момента образования страны утверждали 146 штатных конституций. Многие положения этих территориальных законов способствовали формированию единой Конституции.

Единый основной федеральный закон закрепил схему государственного устройства США, разграничив действия ветвей власти. Для разработки окончательного варианта основного закона в процессе пересмотра конфедеративных статей, регулировавших правление страной, созвали Филадельфийский конвент в начале 1787 года.

Конституционный конвент в Филадельфии

25 мая 1787 года Конгресс созвал конституционный конвент в Филадельфии с целью разработки текста единой Конституции. На собрание пригласили представителей тринадцати штатов, на тот момент входящих в состав страны. Возглавил собрание Джордж Вашингтон.

На конвенте присутствовали фермеры, торговцы, юристы и банковские служащие. Каждый из них выдвигал предложение по содержанию текста высшего нормативно-правового акта. В первую очередь они защищали интересы собственного сословия. На основе этих предложений Джеймсом Мэдисоном был написан текст Конституции.

Было предложено сформировать три ветви власти и прописать для каждой полномочия и обязанности. Камнем преткновения для принятия окончательного решения по содержанию Конституции стали два вопроса: о числе количестве штатных представителей в Конгрессе и рабстве.

В конечном итоге вопрос об отмене рабства пришлось отложить, поскольку существовала вероятность непринятия Конституции рабовладельческим Югом. Споры длились несколько месяцев. Только в начале осени 1787 года окончательный текст Конституции был представлен представителям штатов для ратификации.

Ратификация

Для приобретения законной силы требовалось утверждение конституции как минимум девятью штатами страны. Гамильтон и Мэдисон написали очерки для объяснения гражданам работы правительственной структуры.

Представители Делавэра первыми подписали конституционный проект в конце 1787 года. В начале лета 1988 года свою подпись поставили представители девятого необходимого штата — Нью-Гемпшира. 21 июня того же года единая Конституция США приобрела законную силу.

Структура конституции

Конституцию 1787 года составляли преамбула и семь статей, определивших схему государственного устройства и разграничивших компетенцию трех ветвей власти. Впоследствии утвердили 27 поправок к основному тексту, десять из которых регламентировали личностные права и свободы граждан и составили Билль о правах.  

Преамбула

Вводная часть конституции состоит из единственной фразы. Преамбула показывает смысл основного закона страны, но не предписывает конкретных действий. Первые слова вводной части «Мы, народ…» часто цитируются американскими лидерами. В переводе на русский преамбула звучит так:

«Мы, народ Соединенных Штатов, в порядке формирования более совершенного Союза, учреждения Правосудия, гарантирования внутреннего спокойствия, обеспечения всеобщей защиты, содействия общему Процветанию и получения нами и нашими потомками Благ Свободы, принимаем и утверждаем данную Конституцию для Соединенных Штатов Америки».

Из этой фразы понятно, что Конституция преследует следующие цели:

  • обеспечить взаимодействие между штатами;
  • гарантировать справедливость и стабильный общественный уклад;
  • обеспечить защиту в случае военных действий;
  • содействовать процветанию нации;
  • гарантировать свободу американского народа.

Преамбула подразумевает принятие Конституции всем населением страны. Основной закон США не содержит главу о гражданских правах и свободах, поскольку основатели закона считали, что преамбула указывает на основные права. По большей части этот недочет устранили принятием Билля о правах граждан.

Конституция предопределяет формирование сплоченного федерального правительственного аппарата, уполномоченного проводить собственную политическую деятельность и обеспечивать единение нации.

Законодательная власть

Первая статья высшего нормативно-правового акта назначает Конгресс законодательным органом власти. Статья описывает порядок проведения выборов в палаты, требования к претендентам, компетенцию Конгресса, процедуру формирования законов. В статье гарантируется неприкосновенность членов палат и оплата за весь срок государственной службы.

В 1913 г. в первую статью внесли 17-ю поправку, устанавливающую выборы сенаторов непосредственно избирателями, а не штатными легислатурами. Конституция утвердила право палат регламентировать собственную рабочую деятельность:

  • кворум составляет большая часть избранных членов палат;
  • спорные вопросы касательно депутата либо сенатора решает его палата.

Исполнительная власть

Вторая статья посвящается исполнительной власти, представляемой президентом страны. Высший нормативно-правовой акт 1787 г. гласит о том, что президентом может стать только гражданин Америки, постоянно проживавший на территории страны последние четырнадцать лет и достигший тридцатипятилетнего возраста.

Если президент смещен с должности, умер, вышел в отставку, неспособен выполнять назначенные обязательства — его замещает вице-президент.

Статья определяет процесс организации президентских выборов, требования к претенденту, клятвенную речь и компетенцию президента. Также она предписывает одновременное избрание президента и вице-президента страны.

Изначальный текст второй статьи некорректно определял должность вице-президента при досрочном прекращении президентских полномочий. По этому поводу в основной закон была внесена 25-я поправка, определяющая порядок пребывания вице-президента на президентском посту.

В 1951 г. утвердили двадцать вторую поправку, устанавливающую возможность пребывания на президентском посту не более двух сроков. Вторая статья предопределяет возможность импичмента.

Судебная власть

Третья статья основного закона посвящена судебной системе, включающей Верховный суд и территориальные суды, утверждаемые Конгрессом. Верховный суд рассматривает лишь некоторые дела, остальные попадают в верховный суд лишь при необходимости пересмотра.

Статья устанавливает несменный состав судей и обязательное присутствие присяжных при рассмотрении уголовного дела. Тут же растолковывается понятие государственной измены.

Равенство штатов

В четвертой статье рассматривается взаимодействие штатов с федерацией. В содержании указывается, что должностные лица штатов обязаны полностью доверять и уважать законы других штатов. Граждане, независимо от территориальной принадлежности, имеют равные права и обязанности.

Также запрещается дискриминация народа одного штата народом другого. Определяется обязанность штатов выдавать преступников властям того штата, где должно состояться судебное разбирательство, обеспечив при этом всю сопутствующую корреспонденцию.

Третий раздел регламентирует принятие в состав страны нового штата и формирование новой штатной единицы внутри уже имеющихся штатов. Четвертый раздел гарантирует республиканские принципы правления и утверждает обязанности федерации по защите от сторонних недоброжелателей и урегулированию внутриштатных волнений.

Поправки к конституции

В пятой статье описывается процедура внесения изменений (поправок) в основной закон. Изменения утверждаются конгрессом или специально созываемым органом — Национальным конвентом. Обычно все изменения принимает Конгресс.

Для приобретения законной силы поправки должны ратифицировать три четверти штатов. Конгрессом определяется метод ратификации: штатными парламентами либо созываемыми конвентами, как в случае принятия двадцать первой поправки.

Соотношение законодательства федерации и штатов

Шестая статья устанавливает верховенство федеральных нормативно-правовых актов над законами штатов. При конфликте федеральных законов с законами штатов судебная власть обязана придерживаться федеральных положений.

Шестая статья обязывает членов палат и штатных парламентов, судебных исполнителей и госслужащих произносить клятвенное заверение в «поддержке» Конституции при вступлении в должность. Статья регламентирует принятие на государственную должность вне зависимости от религиозных убеждений.

Ратификация

Седьмая статья признает ратификацию Конституции созванными конвентами девяти штатов достаточным основанием для вступления основного закона в силу. Фактически предусматривался отказ части штатов ратифицировать высший нормативно-правовой акт. В таком случае страна распалась бы на части, одна из которых признала бы Конституцию главенствующим законом, а другая бы жила, руководствуясь собственными нормативно-правовыми актами.

Судебное толкование

За основу американской правовой системы взяты англосаксонские правовые принципы, поэтому судебные прецеденты играют большую роль в применении и толковании законов. Верховный суд обладает особыми полномочиями в создании прецедентной системы.

Так, например, в 1803 г. в нашумевшем тогда деле Мэдисона против Марбери верховный суд, возглавляемый Джоном Маршаллом, постановил, что один из легислатурных законов не соответствует  Конституции, создав прецедент для аналогичных случаев в будущем. При этом в конституционном тексте не упоминается о таком праве Верховного суда, но схожий принцип встречался в англосаксонском праве.

По окончании дела Мэдисона против Марбери утвердились полномочия судов по установлению соответствия штатных законов Конституции. С тех пор территорияальные суды и прочие государственные органы при рассмотрении дел обязаны опираться на интерпретацию конституционного содержания в исполнении верховного суда.

История поправок к конституции

С течением времени менялись запросы общества, для удовлетворения которых пришлось пересмотреть и конституцию. С момента ратификации утверждены двадцать семь поправок, десять из которых составляют Билль о правах.

Статьи дополнялись федеральными законами и постановлениями верховного суда. Примечательно, что изначальный конституционный текст не изменяют. Положения высшего нормативно-правового акта, утратившие силу, все равно остаются в тексте.

Билль о правах

Биллем о правах называют первые десять поправок к конституционному тексту, которые регламентируют личностные права и свободу граждан и уменьшают влияние правительства на личные предпочтения. Изменения предложил Джеймс Мэдисон в 1789 году. Ратифицировали поправки в конце 1791 года.

Изначально Билль о правах не учитывался легислатурными законами, что допускало установление официальной религии на территории некоторых штатов. Однако в 1868 году приняли четырнадцатую поправку, которая не только отменила рабство, но и запретила утверждение и применение штатами законов, ограничивающих личностные привилегии и льготы.

В действительности Джемс Мэдисон предложил 12 поправок, но в Билль о правах вошли изменения с третьей по двенадцатую. Первую поправку о размерах избирательных округов не утвердили все штаты. А второе изменение, устанавливающее неизменный размер заработной платы членам палат вплоть до новой выборной компании, утвердили лишь в 1992 г. как 27ю поправку к Конституции.

История конституции в XVIII и XIX веках

В 1795 г. ратифицировали 11-ю поправку. Это изменение утвердило правило о подаче иска против штата лишь в судебный орган этого же штата. Поправка обеспечила судебную неприкосновенность штатов.

В 1804 г. ратифицировали 12-ю поправку, определяющую процесс отдачи голосов в коллегии выборщиков. До этого у выборщиков было по два голоса, чтобы голосовать сразу за претендентов и в президенты, и в вице-президенты. Поправка регламентировала раздельное голосование за претендентов.

Во второй половине 19-го века в Соединенных Штатах шла гражданская война, в ходе которой одиннадцать штатов отделились и сформировали собственный союз — конфедеративные штаты. Примечательно, что Южные Штаты обосновали свое отделение конституцией, указав, что Северные Штаты нарушили конституционные обязанности, предписанные в четвертой статье — о выдаче сбежавших рабов.

По окончанию гражданской войны утвердили 13-ю, 14-ю и 15-ю поправки с целью искоренить рабство и расовую дискриминацию. Изменение под номером 13 запретило рабство как таковое. Четырнадцатая поправка предоставила бывшим рабам право на получение гражданства страны при рождении на ее территории. Пятнадцатая же разрешила участвовать в выборах независимо от цвета кожи и расовой принадлежности.

История конституции в XX веке

В 1913 г. утвердили 16-ю и 17-ю поправки:

  • первая из двух породила существенный приток материальных средств в правительственный бюджетный фонд, закрепив за Конгрессом право на установление и взимание федерального подоходного налога;
  • вторая регламентировала избрание сенаторов путем прямых выборов.

18-ю поправку, обеспечивавшую «сухой закон» на американской территории, приняли в 1919 г. Однако алкоголь наряду с контрабандой обеспечивал большую прибыль преступным организаторам. Поэтому в 1933 г. созвали специальные конвенты (единожды за все время существования Конституции), которые ратифицировали 21-ю поправку, отменявшую действие восемнадцатой.

Утвержденная в 1920 г. 19-я поправка закрепила избирательное право женщин. А в 1932 г. ратифицировали 20-ю поправку, сокращающую время между датой выборов президента и членов Конгресса и датой их фактического вступления в должность. До этого между двумя датами проходило четыре месяца, за время которых могло быть двоевластие. Этой же поправкой перенесли даты вступления в должность с марта на январь.

22-я поправка, утвержденная  в 1951 г., не позволяла быть президентом больше двух сроков. Следующая за ней двадцать третья предоставила возможность округу Колумбия выбирать членов коллегии выборщиков (1961 г.).

Двадцать четвертая дала право участвовать в федеральных выборах, независимо от налоговых платежей. 25-я, принятая в 1967 г., определила правило замещения президента вице-президентом.

Две последние — двадцать шестая и двадцать седьмая — обеспечили избирательное право граждан, начиная с восемнадцати лет и установили неизменный размер заработной платы членов палат до новых выборов.

Нератифицированные поправки

В Конгресс все время поступают предложения о внесении конституционных изменений. Большую часть поправок Конгресс отклонил и не выносил на ратификацию. За многими поправками закреплен срок, до истечения которого изменение должны утвердить. Если срок не определен, при требуемом количестве голосов поправка может обрести законную силу.

Существует несколько таких поправок, не утвержденных тремя четвертями штатов. Например, это поправка, регулирующая трудовую деятельность несовершеннолетних и другая, запрещающая дискриминацию по половому признаку. Также в этой группе находится и поправка о лишении гражданства при получении титула другого государства гражданином США.

Ссылка на основную публикацию